Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Реализация Сендайской рамочной программы действий по снижению риска 2016-2030гг.

Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы

 

Вопросами ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий Организация объединенных наций начала заниматься с 60-х годов XX века. Координация деятельности международного сообщества в эффективном использовании сил и средств при реагировании на бедствия и ликвидации их последствий, а также оказания помощи развивающимся странам в снижении опасности бедствий  стали предметом обсуждения на Генеральных Ассамблеях ООН и  привели к организации в 1978 г. Управления по координации чрезвычайной помощи ООН. Последующая реорганизация данной структуры в соответствии с резолюциями Генассамблеи привела к созданию действующего ныне Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН.

 Последовательная разработка концепции обеспечения готовности к бедствиям[1], реагирования на них и ликвидации последствий привела к необходимости создания Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ ООН). Объявление на период с 1990 по 2000 годы Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности бедствий стало первой глобальной акцией в области снижения риска бедствий. В рамках Десятилетия сформулированы основные принципы и механизмы сотрудничества государств в указанной сфере, закрепленные в международных обязательствах и договорах.

В 1994 году в г.Йокогаме (Япония) состоялась первая Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий по итогам которой были приняты Иокогамская стратегия и План действий для безопасности мира: руководство по защите от природных бедствий, готовность и смягчение последствий. Иокогамская стратегия  стала первым международным документом, закрепившим основные направления деятельности мирового сообщества в области уменьшения опасности бедствий.

Дальнейшее развитие системы принципов и направлений деятельности международного сообщества и отдельных государств по снижению риска бедствий получило отражение в Хиогской рамочной программе действий на 2005 – 2015 годы (ХРПД) «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государства и общин», принятой 22 января 2005 г. второй Всемирной конференцией ООН по уменьшению опасности бедствий в г. Кобе (префектура Хиого, Япония). В Конференции приняли участие представители 168 государств, включая межведомственную делегацию Российской Федерации, возглавляемую МЧС России.

Результаты реализации ХРПД за десятилетний период в России были представлены в Национальном докладе, подготовленном в преддверии третьей  Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в марте 2015 года в г. Сендае (Япония). В конференции приняли участие более 6500 делегатов из 186 стран мира, 25 глав государств, вице-президенты и главы правительств, более 60 министров, а также Генеральный Секретарь ООН и император Японии Акихито. Межведомственную российскую делегацию возглавил Министр МЧС России.

В соответствии с установленной процедурой на подготовительном этапе
к третьей Всемирной конференции Российской Федерацией была заявлена готовность принять на себя ряд добровольных национальных обязательств по снижению риска бедствий:

в рамках Единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) совершенствовать инструменты мониторинга, оценки и прогнозирования бедствий и риска их возникновения, продолжать разработку и реализацию практических мер по повышению безопасности населения и важных объектов инфраструктуры в контексте систем раннего предупреждения, расширять всесторонние формы страхования рисков, привлекать потенциал частного сектора и деловых кругов, задействовать общественные организаций и средства массовой информации в процессе  решения проблем уменьшения опасности риска бедствий и гражданской защиты в целом;

последовательно продвигать и находить дальнейшие пути реализации российской инициативы по развитию региональных и глобальных сетей антикризисного управления, которые послужат основой для создания многостороннего международного механизма по преодолению последствий природных и техногенных катастроф;

последовательно продвигать и отстаивать идею о необходимости повышения роли и авторитета ООН, что должно стать неотъемлемым компонентом обеспечения успеха международной кооперации государств в борьбе с бедствиями,  продолжать и наращивать всестороннее сотрудничество  с Управлением ООН по уменьшению опасности бедствий по всем вопросам и аспектам в рамках проблематики предотвращения, готовности и борьбы с бедствиями.

Заявленные таким образом добровольные обязательства были озвучены представителями национальных делегаций на пленарном заседании в ходе Конференции. Тем самым страны получили мандат на их выполнение.

Основным документом, принятым по итогам третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, является «Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы» (далее – СРП).

Ожидаемым результатом реализации СРП является существенное снижение риска бедствий и сокращение потерь в результате бедствий в виде человеческих жертв, утраты источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, а также неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран.

Для достижения результата реализации СРП на глобальном, национальном и местном уровнях определены:

 

Приоритетные направления:

  1. Понимание риска бедствий.
  2. Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий.
  3. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия.
  4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции.

 

Глобальные целевые задачи:

- добиться к 2030 году значительного снижения уровня смертности в результате бедствий, чтобы в период 2020-2030 гг. среднее количество таких смертей в расчете на 100 000 человек было меньше, чем в 2005-2015 гг.;  

- добиться к 2030 году значительного сокращения количества пострадавших  людей в общемировом масштабе, чтобы в период 2020-2030 гг. среднее общемировое число людей, пострадавших от бедствий, в расчете

на 100 000 человек, было меньше, чем в период 2002-2015 гг.;  

- сократить к 2030 году прямые экономические потери от бедствий относительно мирового валового внутреннего продукта (ВВП);

- значительно умeньшить к 2030 году ущерб, причиняемый бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры, и ущерб в виде нарушения работы основных служб, включая медицинские учреждения и учебные заведения, в том числе за счет укрепления их потенциала противодействия; 

- значительно увеличить к 2020 году число стран, принявших национальные и местные стратегии снижения риска бедствий; 

- значительно расширить международное сотрудничество с развивающимися странами посредством предоставления им достаточной и непрерывной поддержки в целях подкрепления принимаемых ими на национальном уровне мер для осуществления этой рамочной программы к 2030 году;   

- значительно улучшить к 2030 году ситуацию с наличием систем раннего оповещения, охватывающих разные виды угроз, и информации и оценок относительно риска бедствий и расширить доступ к ним людей. 

 

В тексте СРП даются рекомендации по проведению мероприятий на местном, национальном и глобальном уровнях для решения задач по каждому из четырех приоритетных направлений.

В целом СРП является методическим руководством к деятельности международных организаций, национальных правительств, общественных организаций и частных компаний по достижению основного результата – сокращению потерь и ущерба в результате бедствий (чрезвычайных ситуаций)  природного и антропогенного характера.

 

В Российской Федерации выполнение положений СРП осуществляется с учетом принятых национальных обязательств. Вопросы реализации СРП нашли  отражение в Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12. Межведомственное взаимодействие в области снижения риска бедствий реализуется в рамках функционирования РСЧС.

В соответствии с решением руководства основным структурным подразделением, ответственным за выполнение работы по последовательной реализации СРП на национальном уровне, определен Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Российским национальным координатором в рамках Сендайского процесса, назначена заместитель начальника института кандидат технических наук И.Ю. Олтян.

За прошедший после третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий период в части реализации СРП в Российской Федерации проводилась последовательная работа, в контексте которой следует выделить следующие мероприятия и направления:

  • проведены три Международных конгресса «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий»
    (2015, 2017, и 2019 годы.), Международная конференция «Защита населенных пунктов и социальной инфраструктуры от природных пожаров» (организована совместно с Европейским офисом Управления ООН по уменьшению опасности бедствий и проведена на базе Академии государственной противопожарной службы МЧС России 14-15 ноября 2017 г.), ряд международных научно-практических семинаров по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

  • разработан и запущен интернет-сайт «СЕНДАЙ – РОССИЯ» (srpsrb.org), интегрирующий документы, программы, методические и презентационные материалы, рекомендации по реализации приоритетов Сендайской рамочной программы в Российской Федерации;

 

  • развернута национальная кампания повышения устойчивости городов и муниципальных образований к бедствиям, реализуемая в рамках Глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!» (далее – Кампания). К участию в Кампании с 2016 г. по настоящее время присоединились 7 городов России – Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Буйнакск, Дербент, Каспийск и Астрахань. Переведена на русский язык адаптированная «Карта оценки устойчивости городов к бедствиям». Разработана методика получения интегральной оценки устойчивости городов к бедствиям для ее использования в Российской Федерации на местном уровне (в муниципальных образованиях);

 

  • организован и проведен ряд обучающих семинаров по вопросам реализации СРП в Российской Федерации – по развитию потенциала повышения устойчивости городов к бедствиям для представителей российских городов и муниципальных образований, участвующих в Глобальной кампании ООН повышения устойчивости городов к бедствиям «Мой город готовится!» (в 2016, 2018 и 2019 гг.); а также для профессорско-преподавательского состава и учащихся высших учебных заведений, направленных на формирование риск-ориентированного мышления и обобщающих российский и международный опыт в области снижения риска бедствий и реализации Сендайской рамочной программы (организованы совместно с Минобрнауки России);

 

  • обеспечено участие руководства и специалистов МЧС России в международных мероприятиях, организуемых Управлением ООН по снижению риска бедствий в контексте реализации СРП.

 

  • руководством МЧС России даны поручения территориальным органам о содействии реализации СРП и Кампании в муниципальных образованиях Российской Федерации.

 

[1] Термин бедствие в международной терминологии эквивалентен национальному термину чрезвычайная ситуация.