ДЛЯ ЧТЕНИЯ

СИЛЫ И СРЕДСТВА МЧС РОССИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

к.т.н. Глебов В.Ю., к.т.н. Курличенко И.В.

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России

На основе анализа задач и функций МЧС России в области гражданской обороны, а также регламентированных мероприятий по гражданскойобороне проведена систематизация существующих сил и средств, решающих задачи гражданской обороны.

Ключевые слова: гражданская оборона, силы и средства МЧС России, мероприятия по гражданкой обороне, задачи гражданской обороны.

D FORCES AND MEANS OF EMERCOM OF RUSSIA, PERFORMING TASKS OF CIVIL DEFENCE

Ph. (Tech.) GlebovV.Yu., Ph. (Tech.)Kulichenko, I. V.

Based on the analysis of the tasks and functions of EMERCOM of Russia in the field of civil defense, as well as regulated measures for civil defense systematization of the available forces and means to solve the problems of civil defense.

Keywords: civil defense forces and means of EMERCOM of Russia, activities on a citizen defense, the tasks of civil defence.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].

Основными задачами гражданской обороны [1] в рамках которых в соответствии с требованиями нормативной правовой базы[2],предусматривающих соответствующие мероприятия по гражданской обороне,являются:

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В декабре 2016 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» [3], регламентирующие концептуальные положения современного облика гражданской обороны страны в увязке с современными основами геополитической обстановки, положениями обновленной Военной доктрины Российской Федерации [4] и возможными сценариями вооруженных конфликтов на ближайшую, среднесрочную и отдаленную перспективу, разработанные Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и доведенные в установленном порядке до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 15 [1] основными силами МЧС России, реализующими задачи гражданской обороны являются: 

спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

подразделения Государственной противопожарной службы;

аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во многом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны. При этом учитываются реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий военного воздействия на потенциально опасные и иные объекты, а также опасности и угрозы природного и техногенного характера, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу многих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации.

Спасательные воинские формированияфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны это соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны Российской Федерации, преобразованные в спасательные воинские формирования МЧС России. Они являются составной частью сил гражданской обороны[7].

Спасательные воинские формирования МЧС России (далее - СВФ) предназначены для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное время, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

СВФ в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время - при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения, и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основными задачами СВФ являются[5]:

1) в мирное время:

а) в повседневной деятельности:

осуществление мероприятий по поддержанию готовности воинских частей к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участие в мероприятиях, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в обучении населения в области гражданской обороны;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территории страны, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) при необходимостив порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами применения сил МЧС России, планами действий спасательных воинских формирований:

ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

проведение АСДНР по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие соглашения;

проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, гуманитарного разминирования по решению Президента Российской Федерации;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживании зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций, в том числе из-за рубежа;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

совместно с войсками, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, осуществление противодействия терроризму в рамках своих полномочий;

2) в военное время:

ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий, специальной обработке техники и имущества;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и обеспечения режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром МЧС России в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в военное время – на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

Участие спасательных воинских формирований в мероприятиях, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций за пределами Российской Федерации, осуществляется по решению Президента Российской Федерации.

Вопросы, связанные с участием спасательных воинских формирований в выполнении отдельных задач в области обороны, решаются в соответствии с планами взаимодействия с органами военного управления.

Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется:

в военное время - Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации;

в мирное время - планами действий спасательных воинских формирований.

Основы действий спасательных воинских формирований по защите территории страны и ее населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время определяются Уставом спасательных воинских формирований МЧС России, утверждаемым Президентом Российской Федерации [6]. В настоящее время в МЧС России организована активная работа с привлечением научных организаций и территориальных органов МЧС России по разработке проекта Устава спасательных воинских формирований МЧС России.

Определено, что спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, либо иных задач гражданской обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации, а также планами гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основной структурной единицей спасательных воинских формирований, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр.

Дислокацию спасательных воинских формирований в установленном порядке определяет Министр МЧС России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Руководство деятельностью спасательных воинских формирований осуществляет Президент Российской Федерации.

Специальное, тыловое и техническое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется в порядке и по нормам, устанавливаемыми МЧС России.

Военнослужащие спасательных воинских формирований по вопросам прохождения военной службы, обеспечения жилыми помещениями, денежного и других видов довольствия, пенсионного обеспечения, обязательного государственного страхования и социальной защиты пользуются всеми правами и льготами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

На вооружении спасательных воинских формирований МЧС России находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Государственная противопожарная службаявляется составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны [7].

В Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

органы государственного пожарного надзора;

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения) - пожарные части;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения) - пожарные части;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения) - пожарные части;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы) - пожарные части.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Аварийно-спасательные формированияявляются частью сил гражданской обороны и в обязательном порядке создаются практически на всех уровнях системы гражданской обороны.

Федеральным законом [8] определены виды аварийно-спасательных формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – НАСФ) являются частью сил гражданской обороны и создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также на предприятиях, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и в мирное время на нештатной основе в соответствии с Примерным перечнем создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1 к приказу МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»).

Их оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации)нештатных аварийно-спасательных формированийспециальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к приказу МЧС России № 999).

Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, нештатные аварийно-спасательные формирования могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы и начать аварийно-спасательные и другие неотложные работы еще до прибытия основных сил.

Определение перечня организаций, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также организаций, представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, осуществляется в соответствии с [12, 13]. 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Основными задачами НАСФявляются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

НАСФ подразделяются

по подчиненности: территориальные и организаций;

по составу: посты, группы, звенья, команды;

по предназначению: радиационного, химического, биологического бактериологического) наблюдения и разведки; инженерной разведки и разграждения, разбора завалов; спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий [7].

Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Формирования организаций предназначаются для проведения АСДНР в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

Все формирования создаются для ведения и обеспечения АСДНР в соответствии с их предназначением.

Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.

Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:

группы инженерной, радиационной, химической и биологической разведки - для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

посты радиационного, химического и биологического наблюдения - для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

команды, группы радиационной, химической и биологической защиты - для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

команды и звенья связи — для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

инженерные команды, группы, звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

аварийно-технические команды - для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;

автомобильные и автотранспортные колонны - для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

команды защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;

команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

команды защиты животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

команды защиты растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;

противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

подвижные пункты питания для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;

подвижные пункты продовольственного снабжения - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.

Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения АСДНР на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются команды (группы) радиационной и химической защиты.

В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований могут создаваться спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.

На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках.

В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.

В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические команды, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, команды (группы) охраны общественного порядка.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

Для НАСФсроки приведения в готовностьне должны превышать: в мирное время – 24 часа, военное время – 6 часов.

Личный составнештатных аварийно-спасательных формированийкомплектуетсяза счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации).

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, НАСФдоукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав НАСФпроизводится приказом руководителя организации.

Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

Основной состав руководителей и специалистовНАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь,комплектуется аттестованнымиспасателями.

НАСФ подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аттестацию НАСФ и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные и ведомственные аттестационные комиссии в соответствии с Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

Аттестованным НАСФ выдаются свидетельства установленного образца на проведение определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам формирований - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.

Личный состав НАСФ при привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации подлежит обязательному бесплатному личному страхованию.

Аттестованные спасатели НАСФ имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований[7].

Обеспечение НАСФспециальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НАСФ, осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ.

Финансированиемероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФосуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих НАСФ, с учетом положений статьи 9 [1].

ПодготовкаНАСФвключает:

обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях;

обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по ГОЧС субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований. Руководители формирований могут готовиться в ходе проведения с ними сборов по специальной подготовке;

обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (20 часов), рекомендуемой МЧС России;

участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Обучение личного состава НАСФ в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России [7].

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).

Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НАСФ.

Готовность НАСФ проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверки проводятся по предварительному согласованию или уведомлению с соответствующим предписанием.

Штатные перечни и нормы оснащенияНАСФразрабатывают создающие формирования: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.

Учет НАСФ ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, на базе которых созданы формирования, а также в территориальных органах МЧС России.

ПрименениеНАСФ осуществляется по планам гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, по планам гражданской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со статьей 3 [1]федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Требования по обязательному созданию сил гражданской обороны изложено и в [14], в соответствии с которым по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие).

Спасательные службыэто самостоятельные, созданные на нештатной основе организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, обладающие сходным профилем деятельности, подготовленные и способные, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.

Службы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, по планам гражданской обороны и защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Всостав спасательной службывходят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны, а также контроль в этой области осуществляется МЧС России и его территориальными органами.

Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях определены также конкретные задачи органов управления различного уровня по созданию спасательных служб.

Так,органы местного самоуправлениясоздают, оснащают и осуществляют подготовку в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планируют их действия.

Организации имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное времясоздают, оснащают и осуществляют подготовку нештатных аварийно-спасательных формирований. Создаваемые организациями НАСФ являются силами спасательных служб.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающие или переносящие в загородную зону производственную деятельность в военное время создают, оснащают и осуществляют подготовку спасательных служб.

Спасательные службыпредназначеныдля:

проведения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая подготовку необходимых сил и средств;

обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Общими задачамивсех спасательных служб являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях в мирное время;

выполнение специальных мероприятий гражданской обороны, а также специальных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с профилем службы;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

создание и подготовка органов управления и формирований службы к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

обеспечение действия сил гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация управления подчиненными органами и силами, их всестороннее обеспечение необходимыми материально-техническими средствами;

организация и поддержание взаимодействия с органами управления и силами гражданской обороны;

учет формирований, входящих в состав служб, организаций и учреждений, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

защита личного состава, техники и имущества служб от поражающих факторов современных средств поражения, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Свои задачи спасательные службы выполняют в тесном взаимодействии с соответствующими органами управления по делам ГОЧС.

Специальные формирования

В ходе реформирования сил МЧС России в настоящее время предполагается создать более компактную и мобильную группировку сил, обеспечивающую выполнение задач гражданской обороны в полном объеме.

Для выполнения отдельных задач гражданской обороны согласно [15] предусмотрено создание на военное время специальных формированийгражданской обороны, комплектуемых военнослужащими и гражданским персоналом. Специальные формирования после их отмобилизования входят в состав МЧС России для выполнения задач в области гражданской обороны, которые не смогут в полном объеме выполнить силы постоянной готовности в условиях военного времени.

Специальные формированияМЧС России планируется использовать для: прикрытия объектов необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечения связью и повышения устойчивости работы пунктов управления; эвакуации раненых и больных; перевозки личного состава, техники и материальных средств; срочного восстановления функционирования коммунальных служб и захоронения трупов, а также для выполнения других задач гражданской обороны.

Основной задачей специальных формирований гражданской обороны является задача проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Создание и подготовка специальных формирований гражданской обороны является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

Развертывание специальных формирований гражданской обороны на военное время осуществляется федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами управления сил МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на базе существующих в мирное время аварийно-спасательных и пожарно-спасательных формирований. В настоящее время в МЧС России проводится научное обоснование потребной численности специальных формирований гражданской обороны по субъектом Российской Федерации с учетом природно-климатических особенностей регионов страны и наряда средств поражения вероятного противника по субъектам Российской Федерации.

Таким образом, от наличия и качества подготовки сил и средств МЧС России, реализующие задачи гражданской обороныв значительной мере зависит эффективность и полнота выполнения задач, возложенных на гражданскую оборону Российским законодательством. Должностные лица гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и органов управления по делам ГОЧС, обязаны уделять постоянное внимание поддержанию сил гражданской обороны в высокой степени готовности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804.

3. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г.
 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

4. Военная доктрина Российской Федерации(утв. Президентом Российской Федерации25.12.2014  Пр-2976).

5.Указ Президента Российской Федерации от30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

6. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий».

7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданская оборона на современном этапе и перспективы их развитияУчебное пособие. МЧС России, ГОУ ВПО АГЗ, 2011.

8. Федеральным законом от 22 августа 1995 г.№ 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

9. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

10. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий»;

11. Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804 ДСПс показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, определенными приказом МЧС России от 28.11.2016 № 632ДСП;

13. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (утверждены МЧС России от 11.11.2016 № 2-4-71-65-11ДСП).

14. Положении об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденном приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687.

15. Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016 - 2020 годы, утв. УказомПрезидентаРоссийскойФедерации22 декабря 2015года.

Сведения об авторах

Глебов Владимир Юрьевич, к.т.н., ведущий научный сотрудник 1 НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7тел. раб. (499) 445-31-37 (доб. 175)

Курличенко Игорь Владимирович, к.т.н., ведущий научный сотрудник 1 НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7, тел. раб. (499) 445-31-37 (доб. 160)