Историческая справка по ИСО/ТК 223 / ТК 292

iso logo

 

ИСО/ТК 223 был создан в 2001 г. по инициативе России для разработки международных стандартов в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Первоначально комитет назывался «Civil defence» (Гражданская оборона). Первые годы после создания комитет фактически бездействовал, но затем в ИСО была проведена крупномасштабная оценка потребности в международных стандартах в области обеспечения безопасности и принято решение о необходимости активизировать работу ИСО/ТК 223. ИСО сформировала Международную экспертную группу (IWA) по вопросам готовности к аварийным ситуациям. По результатам совещания группы, которое состоялось в апреле 2006 г. во Флоренции (Италия), был принят документ ISO/IWA 5:2006 «Готовность к аварийным ситуациям», в котором определены направления работы ИСО/ТК 223 в следующих двух областях: менеджмент чрезвычайных ситуаций и непрерывность бизнеса. Для отражения нового, более широкого подхода к чрезвычайным ситуациям, представляющим угрозу для гражданского общества, технический комитет был переименован и стал называться «Societal security», что означает «социетальная безопасность». В задачи комитета входит разработка международных стандартов, направленных на повышение безопасности общества, т.е. на защиту общества от происшествий, чрезвычайных ситуаций и бедствий, вызванных умышленными и неумышленными действиями человека, опасными природными явлениями и техническими авариями. При этом используется комплексный подход к отражению угроз различного типа, охватывающий меры предупреждения и реагирования на всех этапах до, во время и после чрезвычайной ситуации.
В соответствии с результатами проведенного в июле 2013 года опроса национальных органов по стандартизации – членов ИСО по вопросам улучшения организации работ технических комитетов ИСО, усиления координации и обеспечения комплексного подхода к разработке международных стандартов, Техническое руководящее бюро ИСО в июне 2014 года предложило объединить технические комитеты, разрабатывающие стандарты в области безопасности. Объединенный технический комитет получил предварительное название «Безопасность» и область стандартизации: «стандартизация в области безопасности, включая, среди прочего, общий менеджмент безопасности, менеджмент непрерывности бизнеса, менеджмент чрезвычайных ситуаций и устойчивости, предотвращение и контроль мошенничества, услуги в сфере безопасности, внутреннюю безопасность».
Новый технический комитет объединил ИСО/ТК 223 «Гражданская защита», ИСО/ТК 247 «Меры по предотвращению и контролю мошенничества», ИСО/ТК 284 «Система менеджмента качества работы частных охранных компаний» и подкомитет ИСО/ТК 8 «Судостроение и морские технологии» (только стандарты серии ИСО 28000). Поскольку ИСО/ТК 223 «Гражданская защита» выделялся среди перечисленных технических комитетов по числу членов и количеству изданных и разрабатываемых стандартов, руководство объединенным техническим комитетом на период формирования было поручено Шведскому институту по стандартизации (SIS), который вел Секретариат ИСО/ТК 223. Председателем объединенного ТК 292 назначена Оса Кирк Гере (Äsa Kyrk Gere), секретарем — Бенгт Ридстедт (Bengt Rydstedt), вся подготовительная работа и стратегический диалог проводились с участием представителя Центрального секретариата ИСО — Генри Кушиери (Henry Cuschieri), Швейцария. Началом работы ИСО/ТК 292 «Безопасность» считается 1 января 2015 года. С этой даты все проекты международных стандартов, разрабатываемые вышеперечисленными техническими комитетами, переданы новому техническому комитету.
Таким образом ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» по-прежнему является «зеркальным» национальным техническим комитетом и определен, как постоянно действующий национальный орган в ИСО/ТК 292. В то же время, область компетенции ИСО/ТК 292 «Безопасность и устойчивость», в настоящее время, делят между собой три российских технических комитета: ТК 071, в части терминологии, менеджмента чрезвычайных ситуаций и устойчивости сообществ, ТК 010 «Менеджмент риска», ведущий группу стандартов «Непрерывность бизнеса и ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту». Эксперты этих национальных технических комитетов, назначенные решением ТК 071 для работы в ИСО/ТК 292 представлены в Разделе «ТК 071.

Участие в международной стандартизации. (ССЫЛКА)

 

Общедоступный сайт ISO/TC 292: http://www.isotc292online.org/

 


 

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO)

 — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ISO как правопреемник CCCР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ISO.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO.

Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается проблемами сертификации.

ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

 


 

Состав ISO

На сегодняшний день в состав ISO входят 161 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ISO. Всего в составе ISO более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ISO может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ISO, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ISO и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ISO, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

 

Организационная структура

Организационно в ISO входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

 

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

 

Совет

Совет руководит работой ISO в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение.

На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ISO подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

 

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO — Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ISO, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

 

ПРОФКО

ПРОФКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ISO по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. ПРОФКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

 

КАСКО

КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

 

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO — Commitete on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

 

КОПОЛКО

 КОПОЛКО (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ISO/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

 

РЕМКО

РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ISO путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

 


 

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ISO. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ISO (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шестистадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения
  • Стадия 2: Подготовительная стадия
  • Стадия 3: Стадия комитета
  • Стадия 4: Стадия вопросов
  • Стадия 5: Стадия одобрения
  • Стадия 6: Стадия публикации 

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ISO в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ISO, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий:

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ISO/МЭК, Часть 1, Процедурные правила».

 

Стадия 1: Стадия предложения

Первый шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если по крайней мере пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

 

Стадия 2: Подготовительная стадия
Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.

 

Стадия 3: Стадия комитета
Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ISO. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

 

Стадия 4: Стадия вопросов
Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

 

Стадия 5: Стадия одобрения
Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».

 

Стадия 6: Стадия публикации
Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ISO, который публикует данный международный стандарт.

 

Пересмотр стандартов

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ISO, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.