Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Универсальное пожарно-спасательное транспортное средство ПТС-ПС «ТРИТОН»

В 2020 году ВНИИ ГОЧС совместно с ООО НПО «Транспорт» завершил проект по созданию плавающего пожарно-спасательного транспортного средства на гусеничном ходу ПТС-ПС «ТРИТОН».

Машина предназначена для работы в условиях разрушенной инфраструктуры и на территориях, подверженных паводковым явлениям. Благодаря усовершенствованному амфибийному шасси, водомету и низкому удельному давлению на грунт ПТС-ПС «ТРИТОН» обладает высокой проходимостью. Это позволяет использовать машину для эвакуации населения и доставки аварийно-спасательных средств и пожарного оборудования в районы ЧС, связанных с паводками и наводнениями.

Гидравлическая система ПТС-ПС «ТРИТОН» может использоваться в качестве гидравлической насосной станции для дополнительного оборудования – съемного пожарно-насосного модуля контейнерного типа, который позволяет тушить возгорания и откачивать воду с затопленных объектов и сооружений. Также перспективный образец аварийно-спасательной техники оборудован краном-манипулятором для погрузочно-разгрузочных работ и тяговой лебедкой. Установленный на «ТРИТОНе» двигатель от «КАМАЗа» обладает большим моторесурсом, что делает машину дешевле в обслуживании и эксплуатации. При этом стоимость серийного образца ПТС-ПС будет существенно ниже аналогов.

Одним из немаловажных преимуществ «ТРИТОНа» является авиатранспортабельность. Машина может быть оперативно доставлена в район ЧС на самолете Ил-76 или вертолете Ми-26.

Грузоподъемность ПТС-ПС составляет 8 000 кг на суше и 6 000 кг на воде. При снаряженной массе в 14 тонн среднее давление на грунт составляет 0,16-0,24 кг/см2. Для сравнения среднее давление от пешехода в 3-4 раза больше. Максимальная скорость — 40 км/ч на суше и 8 км/ч на воде. Минимальный радиус разворота — 2,35 м. Длина ПТС-ПС составляет 9,5 м, высота – 3 м, ширина – 3,222 м. В качестве силовой установки используется дизельный двигатель от КАМАЗа мощностью 360 л.с./260 кВт. Моторесурс основных узлов и агрегатов до первого ремонта – 5000 моточасов.

Впервые ПТС-ПС «ТРИТОН» институт представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». За создание уникального плавающего пожарно-транспортного средства на гусеничном ходу ВНИИ ГОЧС был отмечен дипломом.

В октябре 2020 года «ТРИТОН» прошел приемочные испытания на полигоне завода-изготовителя. К этому этапу перспективный образец пожарно-спасательной техники уже претерпел ряд изменений. Была доработана система управления водометом, улучшена плавность рулевого управления, перемещено осветительное оборудование, а также усовершенствован кузов для возможности крепления ПТС-ПС при транспортировании самолетом.

Институт передал новейший образец плавающего пожарно-транспортного средства на гусеничном ходу ПТС-ПС «ТРИТОН» в рамках II Международного Пожарно-спасательного конгресса для эксплуатации в ФГКУ «Тульский спасательный центр».