Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Универсальное пожарно-спасательное транспортное средство

В 2020 году ВНИИ ГОЧС МЧС России совместно с ООО НПО "Транспорт" завершит проект по созданию плавающего пожарно-спасательного транспортного средства (ПТС-ПС) на гусеничном ходу. Машина предназначена для работы в условиях разрушенной инфраструктуры и на территориях, подверженных паводковым явлениям. Благодаря высокой проходимости она сможет обеспечить эвакуацию пострадавшего населения из зон сильных разрушений или с подтопленных территорий, передвигаясь и по суше, и по воде.

По итогам первого этапа, который завершился в декабре 2019 года, разработана конструкторская документация на опытный образец ПТС-ПС, изготовлены корпус с грузовой платформой и усовершенствованное амфибийное шасси. К ноябрю 2020 года планируется завершить создание машины и провести предварительные и приемочные испытания.

Грузоподъемность ПТС-ПС составит 8 000 кг на суше и 6 000 кг на воде. При снаряженной массе в 14 тонн среднее давление на грунт составит 0,16-0,24 кг/см2. Для сравнения среднее давление от пешехода в 3-4 раза больше. Максимальная скорость — 40 км/ч на суше и 8 км/ч на воде. Минимальный радиус разворота — 2,35 м. Длина транспортного средства составляет 9 500 см, высота — 3 000 см, а ширина — 3 222 см. В качестве силовой установки используется дизельный двигатель от КАМАЗа мощностью 360 л.с./260 кВт.

Преимущества нового транспортного средства перед старыми образцами заключается в улучшенной проходимости. Она будет использоваться для доставки аварийно-спасательных средств, пожарного оборудования и спасателей в районы чрезвычайных ситуаций. Создаваемая машина обладает повышенной функциональностью за счет установки крана-манипулятора для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Она также оснащена мощной помпой и укомплектована пожарными рукавами, за счет чего разработка обеспечит тушение пожаров и откачку больших объемов воды с затопленных территорий и объектов. Стоимость серийного образца будет существенно ниже аналогов. За счет использования двигателя от «КАМАЗа» транспортное средство получит больший моторесурс и будет дешевле в эксплуатации.

Опытный образец будет передан в Тульский спасательный центр МЧС России.