Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Ученые ВНИИ ГОЧС предлагают разработать единую техническую политику по транспортным средствам для Арктики

Об особенностях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации шла речь на круглом столе , который состоялся 7 сентября в Норильске. В режиме видеоконференцсвязи в нем принял участие старший научный сотрудник ВНИИ ГОЧС Дмитрий Балин. Он предложил рассмотреть требования, которые предъявляются к комплексам аварийно-спасательных машин для работы в этом регионе.

В своем выступлении ученый представил и обосновал требования к комплексам аварийно-спасательных машин для Арктической зоны, рекомендации по их использованию, а также предложения по формированию единой технической политики.

Опорной базой сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации являются существующие и создаваемые Арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России (далее – АКАСЦ МЧС России), расположенные в населённых пунктах арктического региона.

В результате активизации строительства по развитию комплексной спасательной инфраструктуры в ближайшие годы сетью АКАСЦ МЧС России будет охвачено все северное побережье Российской Федерации.

Арктические аварийно-спасательные центры выполняют задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. На их вооружении стоит специальная техника, созданная для особых региональных условий.

Выступающий отметил, что для эффективной организации и проведения поисково-спасательных работ в Арктической зоне можно выделить ряд требований и необходимых характеристик к комплексу аварийно-спасательных машин для оптимального их использования.

«Техника должна иметь «запас хода по топливу», преодолевать водные преграды и при этом быть экологичным видом транспорта. Известно, что в регионе запрещено использование тяжёлых гусеничных средств на территории тундры и лесотундры в бесснежный период, вне дорог с твёрдым покрытием, но этот запрет не действует при проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», — уточнил Дмитрий Балин.

Сегодня для решения задач эффективного освоения Артистической зоны используются разнообразные марки и модели автомобильной, гусеничной и вездеходной техники, различных производителей, при этом снижаются параметры общей безопасности.

«Одним из путей повышения общей безопасности в Арктике может стать формирование единой технической политики в отношении транспортных средств для особой экономической зоны. Эффективными могут стать решения по отбору поставщиков транспортных средств, используемых для государственных нужд. Это позволит в рамках государственного заказа разработать семейство автомашин, используя единую базу, для заинтересованных ведомств и организаций, выполняющих государственные задачи в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе муниципальных служб, а также предприятий государственного сектора экономики», — пояснил Дмитрий Балин.

Унификация транспортных средств, находящихся в эксплуатации в суровых условиях Арктики, позволит существенно повысить ремонтопригодность техники, формируя специализированную сеть станций технического обслуживания с гарантированным наличием запасных частей и расходных материалов к ней.

В связи с этим предлагается сформировать комплексную научно-исследовательскую работу для профильных институтов.

«К комплексной научно-исследовательской работе необходимо привлечь заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, выполняющие государственные задачи в Арктике. Ее результатом должны стать сформированные единые требования к перспективным образцам транспортных средств, максимально возможная их унификация», — уточнил ученый ВНИИ ГОЧС.

Для формирования и реализации единой технической политики в отношении транспортных средств для Арктического региона предлагается во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики создать институт генеральных конструкторов, который будет подчинен профильному министерству.