Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Во ВНИИ ГОЧС начинает работу школа молодых ученых «Время науки»

Сегодня перед институтом стоит задача повышения категории эффективности работы. Стать «научной организацией-лидером» (в соответствии с определениями Минобразования) для ВНИИ ГОЧС вполне реальная перспектива. Свой вклад в достижение этой цели планируют внести и молодые ученые института.

«Школа молодых ученых – это специальный научно-образовательный проект института. Она должна стать ступенькой для роста профессиональных компетенций, повышения квалификации и формирования личностных качеств научных кадров ВНИИ ГОЧС. Сейчас нам важно определить стратегию деятельности Школы и ее развития. Наш институт может стать сам для себя, в том числе, кузницей серьезных научных кадров», — считает ученый секретарь ВНИИ ГОЧС Ирина Олтян.

Слушателями Школы могут стать молодые ученые в возрасте до 35 лет, а также научные работники, желающие повысить свой профессиональный уровень, при чем, без ограничений по возрасту и по стажу.

В институте уверены, что в рамах этого проекта станет возможным повышение конкурентоспособности научных кадров. В программе обучения, а это не менее 72 академических часов, — теоретический курс и научно-исследовательская практика. Итоговая аттестация будет полезна не только ученому, но и интересна самому институту, т.к. предполагается, что она будет проходить в формате защиты научного проекта по актуальным темам вопросов безопасности.

Как показывает практика, молодым ученым необходима помощь в профессиональном росте, разработке научных проблем, выборе и проведении самостоятельной исследовательской работы. Поэтому, как и в любой школе, не обойтись без научных наставников. Ими будут наиболее опытные и компетентные специалисты.

Кстати, в прошлом году молодой ученый ВНИИ ГОЧС Мария Балер, отработавшая в институте почти 10 лет, подготовила научную статью «Молодые ученые: потенциал, проблемы, перспективы». В ней она провела подробнейшей анализ того, чем и как живет ученая молодёжь, сколько времени уделяет науке и саморазвитию, о чем мечтает и к чему стремиться, чего не хватает молодым, чтобы максимально погружаться в науку.

«Смена поколений в науке кажется мне более стремительной, чем смена поколений в обществе… Без передачи опыта и знаний ученых старшего поколения научная мысль может, если не прерваться совсем, то исказиться, свернуть не туда. Разрыв преемственности ощущается не сразу, это не перелом руки. Перелом руки заживет за месяц-другой, а разрыв в науке может «срастаться» годами, при этом некоторые особые навыки, знания, взгляды, подходы исчезнут навсегда…», — пишет Мария Балер.

В этом году в России стартовало Десятилетие науки и технологий. Есть уверенность, что среди его результатов будут достижения и молодых ученых ВНИИ ГОЧС.

МНЕНИЯ

Старший научный сотрудник Алексей САФОНОВ (во ВНИИ ГОЧС с 2010 года)

Для молодого ученого важно, чтобы был постоянный рост. Он зависит, на мой взгляд, прежде всего, от того, насколько тебе самому интересна работа и есть ли понимание в целом проблематики исследований. Широкий взгляд на изучаемый вопрос формируется не сразу, на это уходят годы, но личная погруженность в тему и четкое представление конечного результата позволяют добиваться намеченных целей. При этом очень многое зависит от выбора наставника. Мне несказанно повезло — у меня двойная поддержка. Научный руководитель диссертации – доктор химических наук Максим Кузнецов, а по тематике основной работы помогает «держать курс» доктор технических наук Геннадий Тонких.

Сейчас я работаю над кандидатской диссертацией.  Она посвящена вопросу сохранения и продления срока службы защитных сооружений ГО. Последние шесть лет я очень плотно занимался этим вопросом. И есть понимание того, что необходимо усовершенствовать, какая требуется нормативная база и ряд других направлений. Важна новизна материала диссертации с научной точки зрения. Для меня совершенно естественный процесс — проведение научно-исследовательской работы, публикация научных статей и выступления с докладами на публичных мероприятиях.

Высшая ступень развития для молодого ученого — умение самостоятельно определить актуальную задачу и затем, обобщая, собирать нужную информацию, анализировать ее, видеть уязвимые места и понимать, что ты можешь предложить для ее решения. Могу без преувеличения сказать, что от своей работы получаю удовлетворение. В науке, как и в любой работе, надо просто любить то, чем ты занимаешься.

 

Старший научный сотрудник Иван ОРЛЯНСКИЙ, во ВНИИ ГОЧС около 6 лет

Основываясь на личном опыте, могу сказать, что молодому специалисту требуется примерно около трех лет работы в институте, чтобы «встать на ноги» и постепенно перейти с наукой на «ты». Это тот период, когда молодой ученый начинает нести ответственность за выполняемые научные исследования.  Основу моего первого опыта, причем теперь можно сказать, что успешно, закладывал помощник заведующего кафедрой ВНИИ ГОЧС - МФТИ старший научный сотрудник Олег Гудима.

С 1 июля я перехожу из числа молодых ученых в ранг руководителя – заместителя начальника научного центра. А это значит, что впереди главная задача — организация научной деятельности подразделения.

Всем молодым ученым, кто решил связать свою судьбу с наукой, хотел бы посоветовать параллельно с основными обязанностями начинать работу над диссертацией. Как бы это не было тяжело, но дорогу осилит идущий. Надо помнить, что защита диссертации — это хорошее подспорье для карьерного роста.

А еще пожелал бы каждому молодому ученому найти своего наставника, именно найти, а не ждать, пока на тебя обратят внимание и предложат помощь.  Важно, чтобы рядом был такой профи, который мог и хотел бы по-отечески поддержать, помочь и направить.

Думаю, что организуемая во ВНИИ ГОЧС Школа молодых ученых поможет начинающим специалистам не только найти себя, но и значительно укрепит институт наставничества, которое, безусловно, является бесценной инвестицией в долгосрочное успешное развитие чрезвычайной науки.

 

Старший научный сотрудник Мария БАЛЕР во ВНИИ ГОЧС (ФЦ) работает почти 10 лет

Сейчас занимаюсь организацией панельной дискуссии «Устойчивость городов в аспекте климатических изменений: проблемы и пути решения». Она запланирована в рамках III Международного пожарно-спасательного конгресса МЧС России. Это мероприятие лично мне интересно тем, что позволяет вырасти как ученому. Предполагается, что в дискуссии примут участие ведущие ученые ВУЗов и организаций России. Будет представлен широкий и комплексный подход к проблеме устойчивости городов к ЧС. Для молодого ученого — это уникальная возможность изучить имеющийся российский опыт и взглянуть на проблему с точки зрения политического, экономического, социального, экологического, демографического и правового аспектов. Пользуясь случаем приглашаю всех желающих присоединиться к нашей дискуссии 19 августа в КВЦ «Патриот».

Также являюсь ответственным исполнителем НИР «Научно-методическое сопровождение оценки деятельности администраций муниципальных образований Российской Федерации по повышению устойчивости муниципальных образований к угрозам чрезвычайных ситуаций в рамках II этапа Глобальной инициативы ООН «Сделаем города устойчивыми-2030». Мне нравится, что наши исследования не являются «однодневными» и не лежат «мертвым грузом», а находят продолжение и применение с учетом меняющейся ситуации в стране и мире. На мой взгляд, всегда важно увидеть результаты своей работы, применяемые на практике.

Мое становление как исследователя проходит под руководством ученого секретаря института Ирины Олтян. С ней учишься думать самостоятельно, а получив некий вектор направления работы, включаешь все свои ресурсы, чтобы добиться поставленной цели.