Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

От теории – к практике, от разработки – к внедрению

Так вкратце можно сформулировать актуальный вектор работы Федерального центра науки и высоких технологий (ФЦНВТ), который разменял в прошлом году свой уже третий десяток. О планах центра, действующего на базе ВНИИ ГОЧС МЧС России, и о том, насколько он может содействовать повышению уровня безопасности граждан и страны, рассказывает заместитель начальника института Игорь Сосунов.

– Игорь Владимирович, в последнее время ФЦНВТ радикально обновился. Эксперты отмечают, что усилению значимости центра на рынке продукции и услуг в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) поспособствовали складывающиеся в стране и в мире социально-экономические и военно-политические условия. А чем вы объясните такие перемены в центре?

– Кардинальная ревизия центра назревала в течение последних пяти лет. Чтобы прийти к широким практическим результатам, требовалась его перезагрузка. В 2021 г. мы избавились от балласта: из более чем 100 представителей центра в нем остались всего 30. Но это – самые достойные и перспективные предприятия реального сектора экономики, научные и образовательные учреждения. Следующим шагом была актуализация всех основополагающих документов центра. На наш взгляд, такие перемены стали новой вехой в его развитии, что и подтвердила прошедшая в конце прошлого года научно-практическая конференция. На лицо активность и заинтересованность новой команды, ее готовность решать самые сложные задачи в рамках реализации такого приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, как «противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства».

– Что планируете делать, чтобы активность и заинтересованность переходили в стадию эффективности?

– Дело в том, что многие отечественные предприятия создают и производят уникальную высококачественную конкурентоспособную продукцию в интересующей нас области ГОЧС. Но при этом, к сожалению, в нашей стране пока есть проблемы с массовым производством и внедрением уже созданных высокотехнологичных образцов. К примеру, в прошлом году мы издали каталог наукоемкой продукции, представленной более чем 130 наиболее яркими и перспективными образцами в пяти разделах: технические средства и технологии мониторинга ЧС и выявления обстановки, прогнозирования и ликвидации ЧС, решения задач ГО и подготовки населения и сил ликвидации ЧС, а также средств индивидуальной защиты.

Важно, что при составлении каталога мы учитывали такой показатель, как возможность импортозамещения. В большинстве своем в разработанных образцах доля комплектующих отечественного производства – от 75 %, а где-то и все 100.

Как вы думаете, многое из этой продукции внедрено и работает на нашу безопасность? Увы… Знаю, что большинство созданных разработок не однажды представлялись на различных выставках, но так и не были масштабированы – выпускались лишь единичные экземпляры. А ведь если отечественные разработки максимально использовать по назначению в масштабах страны, то мы однозначно смогли бы повысить уровень безопасности по многим аспектам. В этом и есть главный вопрос и одна из основных задач нашего центра – создание условий для внедрения разработанных продукции и технологий ГОЧС.

 

– Такая миссия выполнима?

– Мы в этом не сомневаемся! Сегодня видятся уже два основных направления, которые дадут возможность реализоваться и раскрыться многим разработчикам. Например, институт Гидропроект, входящий в состав ФЦНВТ, создал информационно-диагностическую систему гидротехнических сооружений «БИНГ». Она предназначена для непрерывного автоматизированного мониторинга состояния плотин, главным образом железобетонных. Это полностью наша отечественная разработка! Уникальная технология. Есть технические средства, позволяющие ее реализовывать. Но найти массового потребителя пока не получилось. Система сейчас установлена лишь на 23 крупных ГЭС РусГидро и на 80 других гидротехнических сооружениях России и стран СНГ. Это при том, что, по статистике, в России значительное количество таких сооружений.

Почему же так низок уровень внедрения как системы «БИНГ», так и других инициативных разработок? Опыт подсказывает, что зеленый свет загорается только для тех разработок, которые созданы за бюджетные деньги и права на которые принадлежат Российской Федерации. А вот для внедрения собственных, зачастую гениальных разработок, предпринимателям приходится прорываться через тернии.

Поэтому первым направлением, которое должно способствовать повышению уровня внедрения разработок организаций – участников ФЦНВТ, является их стандартизация. Примечательно, что если какая-либо технология найдет отражение в национальном стандарте, и этот стандарт будет упомянут в нормативно-правовом акте РФ, то технология станет обязательной для применения при обеспечении защиты населения и территорий от ЧС.

Во ВНИИ ГОЧС работает Технический комитет по стандартизации 071, который занимается вопросами разработки национальных и межгосударственных стандартов. Я являюсь заместителем председателя этого комитета, и мы постоянно приглашаем предприятия к участию в этой работе, создании ГОСТов, определяющих применение разработанных технологий. Получается, что таким образом мы решаем сразу два вопроса: внедряем новую технологию и одновременно значительно повышаем безопасность.


– Вы сказали, что есть два направления, которые дадут возможность реализоваться и раскрыться многим разработчикам…

– Второе направление заключается в развитии системы технического регулирования требований к продукции ГОЧС. Институт сейчас активно работает над реализацией принятого в 2021 г. Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Он вводит в странах ЕАЭС обязательную сертификацию продукции для ГОЧС и вступает в силу с июня этого года, но до января 2025 г. определен переходный период. Это значит, что с января 2025 г. в России ни одно техническое средство в области ГОЧС не будет продаваться без сертификата качества. Поэтому сейчас одна из наших главных задач – создание нормативных документов, направленных на реализацию этого практически революционного технического регламента, который меняет систему качества продукции и в РФ, и в странах ЕАЭС.

Ни для кого не секрет, что наша промышленность сегодня выпускает много качественной продукции. Однако многие компании выпускают аналогичную продукцию, но низкого качества и, соответственно, более дешевую. Такой контрафактный товар существенно снижает качество услуг и эффективность решения многих вопросов, а кроме того, дает их производителям доход выше, чем добросовестным компаниям, выпускающим качественную, но более дорогую продукцию.

Поэтому институт приглашает производителей, и прежде всего – участников ФЦНВТ, включиться в работу по реализации технического регламента ЕАЭС. А именно – принять участие в разработке ГОСТов, определяющих требования к продукции и методы ее исследования для определения качества. Это должны быть высокие требования, чтобы контрафакту был полостью закрыт доступ на рынок. Если мы так сделаем, то ни одна недобросовестная компания не способна будет продать свою продукцию, потому что не сможет получить на нее сертификат соответствия. Это даст возможность добросовестным компаниям развиваться и, конечно, зарабатывать.

Тем самым мы успешнее решим задачи повышения эффективности защиты населения.

 

– Из разработок, предлагаемых участниками ФЦНВТ, что-то может быть в перспективе интересно МЧС России?

– На вооружение в ведомство можно было бы взять очень многое. Но здесь встает вопрос, который затрудняет внедрение. Речь идет о правообладании на разработку. У нас действует такой алгоритм: министерству что-то нужно создать, оно заказывает эту продукцию в рамках плана НИОКР и проводит конкурс. Его выигрывает компания, способная создать нужный инструмент. Этот инструмент после испытаний принимается на снабжение МЧС России, но он закупается только для органов управления и сил МЧС и права на него тоже принадлежат МЧС. Это ограничивает возможности производителя в дальнейшем реализовывать на рынке созданный инструмент третьим лицам.

Если, к примеру, производитель, изучая рынок средств, решил что-то модернизировать и создать новое, он делает это в инициативном порядке. Потом этот уникальный спасательный инструмент он предлагает МЧС. Вот здесь-то и возникает проблема. Права принадлежат компании, а МЧС России, в соответствии с законодательством, не может взять и поставить себе на снабжение новую разработку – это очень длительный и трудоемкий процесс. Подчеркну, что вообще внедренческий механизм в РФ – это большая проблема многих ведомств.

Тем не менее институт сегодня находится на острие ее решения. Мы инициируем подготовку в министерстве соответствующей нормативной базы, которая, уверен, в перспективе позволит нам снять вопрос, касающийся эффективного управления правами на продукцию. Это одно из важных и необходимых условий для эффективной работы ФЦНВТ.

 

– А можно использовать ресурс федерального центра? Скажем, предприятие предлагает гениальную разработку, которая пока только в мыслях, и центр ходатайствует о ней перед министерством…

– Теоретически – возможно. Однако заказчиками любых технологий и технических средств ГОЧС являются структурные подразделения МЧС России. Влияние же на них со стороны института не всегда уместно и возможно.

 

– ФЦНВТ планирует креативить в этом году?

– Обязательно! Поэтому и намечаем завершить работу по созданию условий для внедрения продукции ГОЧС в деятельность МЧС и РСЧС. Это внесение изменений в соответствующие приказы министерства, решение вопросов о порядке предоставления исключительных прав и лицензий на продукцию и ее производство.

Один из самых ярких проектов института – быстровозводимое защитное сооружение гражданской обороны полной заводской готовности «Куб». Это специальный блок модульного типа, предназначенный для использования в качестве убежища или укрытия. Он имеет ряд серьезных преимуществ перед стационарными защитными сооружениями. И его достоинства уже давно оценили руководители многих регионов и компаний. Десятками поступают вопросы и заявки: где можно заказать или купить такой модуль?

Надеемся, нам удастся снять все вопросы, связанные с правообладанием на данное сооружение, и «Куб» пойдет в массовое производство. А затем на очереди – десятки других современных технологий, тем более что тема безопасности сегодня актуальна как никогда.

 

– Игорь Владимирович, в начале интервью вы сказали, что складывающиеся социально-экономические и военно-политические условия способствуют усилению значимости центра на рынке продукции и услуг по ГОЧС. Что лежит в основе такого мнения?

– Прежде всего, информация, которая поступает от производителей. Мы опасались, что будет спад производства, в том числе продукции по ГОЧС, во время пандемии COVID-19. Многие предприятия действительно закрылись, но те, что производили продукцию в области ГОЧС, продолжают работать и даже успешно развиваются.

Последние десятилетия все жили ощущением мира и стабильности, поэтому некоторые вопросы гражданской обороны отошли на второй план. Это касается, в частности, и содержания защитных сооружений, изготовления средств защиты, подготовки населения. Мы были уверены, что результаты Великой Отечественной войны останутся навсегда, навечно поставлен крест над нацизмом, что миллионные жертвы Советского Союза были не напрасны. И оно так и есть, тем более сегодня реальность такова, что многие аспекты безопасности надо укреплять, а что-то и реанимировать. Именно сейчас это и происходит. На многих предприятиях объем заказов на продукцию ГОЧС увеличился.

Безусловно, наш ФЦНВТ тоже вкладывает много усилий в развитие этого направления. Для нас очевиден высокий потенциал участников федерального центра, а потому крайне важно их вовлекать в «орбиту» МЧС России, оказывать им помощь в разработке новых технологий. ФЦНВТ создан в виде консорциума, в связи с этим еще одна наша цель – создание комфортных условий для всех организаций. Условно говоря, это объединение, в котором мы будем делиться технологиями, заказами, опытом, а все его участники нацелены на одну глобальную и стратегическую задачу – развитие техники и технологий, надежно и эффективно обеспечивающих безопасность населения и территорий Российской Федерации. Словом, общими усилиями и устремлениями – к единой цели.

Беседу вела Елена Бадаева. Фото Валерия Роганова

Скачать интервью

НАША СПРАВКА

Федеральный центр науки и высоких технологий создан на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 619 «О присвоении Всероссийскому научно-исследовательскому институту по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций статуса федерального центра науки и высоких технологий». Перед институтом была поставлена задача повысить конкурентоспособность наукоемкой продукции и использовать высокие технологии в реальном секторе экономики, связанном с гражданской обороной, прогнозированием, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Технический комитет по стандартизации «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (ТК 071) – это добровольное объединение его членов, созданное в целях организации и проведения работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по закрепленным областям деятельности. По итогам работы в 2021 г. ТК 071 вошел в десятку самых эффективных среди 237 комитетов по стандартизации, действующих в России.

Технический комитет создан 13 января 1993 г. путем перерегистрации ТК бывшего СССР в качестве российского и вошел в структуру национальных технических комитетов по стандартизации Российской Федерации. Секретариат ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» создан на базе ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Методическое руководство, координацию и контроль деятельности ТК 071 осуществляет Росстандарт.