Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Россия представила Среднесрочный добровольный национальный обзор реализации Сендайской рамочной программы

RUБЕЖ

На сайте Управления ООН по уменьшению опасности бедствий размещен Среднесрочный добровольный национальный обзор реализации Сендайской рамочной программы (СРП) по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, подготовленный Российской Федерацией по итогам 2022 года. В его разработке участвовали специалисты ВНИИ ГОЧС. 

Аналогичный документ представляют более 50 стран, в их числе: Аргентина, Армения, Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Грузия, Япония, Казахстан, Мексика, Черногория, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария, Турция, ОАЭ, США и другие.

Цель подготовки таких обзоров заключается в подведении ежегодных итогов реализации программы, оценке достигнутых результатов и выявлении возникающих проблем в предотвращении и снижении риска бедствий. Это позволяет определить направления по приоритетному и комплексному международному, национальному и местному сотрудничеству и дальнейшим действиям в период с 2023 по 2030 год  для устойчивого развития с учетом возникающих рисков.

В Российской Федерации подготовкой среднесрочного добровольного национального обзора реализации Сендайской рамочной программы занимается МЧС России.  Партнерами ведомства в этом вопросе являются ВНИИ ГОЧС, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Учебно-методический центр Минобрнауки России при Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.

Данный среднесрочный добровольный национальный обзор является первым опытом комплексной добровольной оценки состояния и прогресса достижения глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы в Российской Федерации.

Опубликованный Среднесрочный добровольный национальный обзор Российской Федерации состоит из четырёх глав: анализ и управление рисками чрезвычайных ситуаций, деятельность национальной платформы по снижению риска бедствий, инвестирование в целях уменьшения опасности чрезвычайных ситуаций, готовность к реагированию и восстановлению устойчивости после чрезвычайных ситуаций. Они отражают состояние вопросов по приоритетным направлениям деятельности в области снижения риска бедствий. В каждой главе рассказывается о выполненных мероприятиях и достигнутых в Российской Федерации результатах на пути к достижению глобальных целевых задач Сендайской рамочной программы.

Стоит отметить, что в соответствии с российским законодательством в среднесрочном добровольном национальном обзоре вместо термина «бедствие» используется термин «чрезвычайная ситуация».

Сбор и анализ национальных показателей реализации Сендайской рамочной программы возложен решением МЧС России на ВНИИ ГОЧС, выполняющий роль ее национального координатора.

«Результаты анализа значений показателей выполнения семи глобальных задач СРП в Российской Федерации за прошедшие 8 лет демонстрируют эффективность функционирования Национальной платформы по снижению риска бедствий, основанной на Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС)», — говорится в Добровольном национальном докладе РФ.

В обзоре указывается, что большинство показателей выполнения глобальных целевых задач и приоритетных направлений реализации СРП заложены в основные документы стратегического планирования Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в федеральное законодательство. По каждому из семи показателей выполнения в России глобальных целевых задач наблюдается положительная динамика.

Так, в Российской Федерации оценка риска ЧС является обязательной для потенциально опасных объектов, территорий субъектов и муниципальных образований. Созданы, эксплуатируются и постоянно развиваются специализированные информационные системы, сервисы, технологии. В стране развиваются направления взаимодействия с гражданским обществом, некоммерческими организациями по вопросам предупреждения ЧС и оценки риска.

Активно и успешно на уровне государства реализуется такое направление как «Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия» -  утверждена и финансируется Государственная программа «Защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Аналогичные программы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности утверждены и финансируются на региональном и муниципальном уровнях. Развивается государственно-частное партнерство в области безопасности жизнедеятельности. Для повышения готовности к бедствиям и обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции, созданы и находятся в постоянной готовности силы реагирования на ЧС. Развиваются техника и технологии предупреждения ЧС, экстренного оповещения, информирования населения, реагирования на ЧС. Разработаны и введены в действие своды правил и национальные стандарты в области первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС, строительства, безопасности населения, зданий и сооружений.

Ссылка на обзор

СПРАВОЧНО

В настоящее время в основе глобального подхода к снижению риска бедствий лежит Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, принятая на III Всемирной конференции по снижению риска бедствий в марте 2015 г. в г. Сендай (префектура Мияги, Япония). Сендайская рамочная программа, являясь рамочным документом, определила для всего мирового сообщества четыре приоритетных направления действий в области снижения риска бедствий на ближайшие 15 лет. Также в ней названы семь глобальных целевых задач, которые измеряются 38 показателями.

К приоритетным направлениям относятся: понимание риска бедствий, совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий, инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия, повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции.