Заслон некачественной продукции
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих
11.08.2023

Заслон некачественной продукции

Технический регламент ЕАЭС «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021) решает две основные проблемы: устанавливает отсутствующие обязательные требования к созданию продукции и вводит обязательную процедуру оценки ее качества и соответствия. Документ вступил в силу 1 июня 2023 года. Он разработан специалистами ВНИИ ГОЧС. О его значимости и перспективах применения рассказывает заместитель начальника института – руководитель работ по подготовке и принятию техрегламента Игорь Сосунов.

- Игорь Владимирович, 1 июня 2023 года в странах Евразийского экономического союза, в том числе и в России, вступил в силу технический регламент, касающийся продукции ГОЧС. В чём значимость этого документа?

- Технический регламент определяет, что с 1 июня 2023 года в странах Евразийского экономического союза вся продукция, предназначенная для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций – продукция ГОЧС, подлежит непременной сертификации. Такой документ был принят впервые, и он устанавливает единые требования, соблюдение которых является обязательным для производителей государств-членов ЕАЭС –Российской Федерации, Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизской Республики.

Актуальность принятия регламента обусловлена отсутствием на протяжении долгого времени обязательных требований к созданию продукции ГОЧС. В результате государство и простые граждане столкнулись с тем, что ряд промышленников и предпринимателей в погоне за сиюминутной прибылью стали допускать случаи выпуска некачественной продукции. Предприятия устанавливали свои собственные технические условия, и качество выпускаемой ими продукции в большей мере перестало соответствовать ожидаемому функционалу.

К примеру, на момент приобретения аварийно-спасательной машины покупатель не мог получить никакого документа, подтверждающего качество технического средства, потому что таких документов просто не было. Соответственно, покупатель не имел оснований и возможности предъявить какие-либо претензии к производителю в связи с выявленными в процессе эксплуатации дефектами, то есть не существовало самой формы подтверждения качества выпускаемой продукции.

Технический регламент, в свою очередь, решает сразу две основные проблемы: устанавливает отсутствующие обязательные требования к созданию продукции и вводит обязательную процедуру оценки ее качества и соответствия. В перечень объектов техрегулирования входят четыре категории технических средств: технические средства защитных сооружений гражданской обороны; управления, связи и оповещения; мониторинга чрезвычайных ситуаций; а также аварийно-спасательные средства.

- Как будет проходить сертификации? Что о ней необходимо знать производителям продукции ГОЧС?

- Для производителей процесс сертификации начинается задолго до момента предоставления своей продукции в органы по сертификации. Теперь промышленники будут обязаны ознакомиться с техническим регламентом и стандартами, разрабатываемыми для его реализации, до момента создания своего продукта. Опираясь на эти документы, они должны приводить в соответствие всю свою конструкторскую и технологическую документацию. Производство должно быть выстроено так, чтобы все необходимые требования были выполнены.

После выпуска продукции производитель должен обратиться в орган по сертификации с запросом на проведение исследований и испытаний на предмет соответствия своей продукции требованиям технического регламента.

Планируется, что одним из первых органов по сертификации станет ВНИИ ГОЧС. Сейчас завершается подготовка сертификационно-испытательного центра института. Эти функции смогут выполнять и другие учреждения, которые в последствии появятся в нашей стране. То же самое будет происходить и в других странах ЕАЭС. Все органы по сертификации будут иметь право организовывать испытания выпускаемой продукции в аккредитованных лабораториях и выдавать сертификаты о ее соответствии требованиям ТР ЕАЭС 050/2021. На основе выданного акта производителю будет предоставлен сертификат соответствия. Теперь только при наличии такого сертификата соответствия производитель сможет выйти на рынок со своей продукцией.

Конечно, процесс этот довольно непростой и длительный, поэтому для адаптации производителей под новый регламент, а также для формирования и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий определен переходный период, который продлится до 1 января 2025 года.

- Можно ли отечественным компаниям проходить сертификацию в другой стране ЕАЭС, и будет ли она действительна на территории России?

- Да, можно. В связи с огромным объемом производства продукции ГОЧС договором о ЕАЭС предусмотрено признание сертификатов, выданных не только национальными органами по сертификации, но и органами сертификации остальных государств. В случае, если в государстве – члене ЕАЭС работают аккредитованные лаборатории и органы сертификации, а наша отечественная компания привезет туда (для сертификации), например, свое оборудование, то, получив там соответствующий сертификат, это оборудование будет признано на всей территории ЕАЭС.

- Каких категорий граждан и предприятий коснется новый техрегламент?

- В широком понимании, технический регламент касается всех, кто производит и покупает какую-либо продукцию в области ГОЧС.

Конечно, в первую очередь, он предназначен для производителей аварийно-спасательной продукции, поставщиков и продавцов.

Поскольку ранее не существовало обязательных требований к производимой продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от ЧС, то с появлением нового регламента обязательная сертификация продукции непременно приведет к повышению ее качества и предотвращению производства контрафакта.

Следующим звеном этой цепи является конечный потребитель - покупатель, а это гражданские лица, федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления и организации в самом широком понимании этого смысла. Таким образом, новым техрегламентом устанавливаются строгие и прозрачные правила разработки, производства и доведения до конечного потребителя продукции ГОЧС.

- Будет ли осуществляться надзор за продукцией, выпущенной и купленной по истечению переходного периода?

- Даже при наличии обязательных требований и обязательной сертификации любая система работает недостаточно эффективно, если за ней некому надзирать.
Специалисты Департамента надзорной деятельности и профилактической работы подготовили законопроект, который уже утвержден. Это Федеральный закон от 14 апреля 2023 № 131-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 13-1 Федерального закона "О гражданской обороне"».

В нем четко прописано, что органы федерального государственного надзора в области гражданской обороны и в области защиты ЧС, уполномочены осуществлять надзор за выполнением требований технического регламента. Как это будет выглядеть в реальности? Инспектор, пришедший на предприятие, обнаружил, например, там стойку оповещения населения. Он выясняет дату покупки продукции, а обладатель данной продукции обязан будет предъявить инспектору сертификат изготовителя. В случае отсутствия сертификата предприятие, купившее по сути контрафактное техническое средство, получает предписание, штраф и статью за административное правонарушение.

И такие сертификаты соответствия должны иметь все предприятия к 1 января 2025 года, когда закончится переходный период, о котором я уже упоминал.

- А как, на ваш взгляд, скажется сертификация на конечной стоимости продукции?

- Предположительно, увеличение стоимости продукции будет колебаться от 1 % до 3 %. Итоговая стоимость будет зависеть от количества проведенных испытаний продукции.

В связи с тем, что проводятся испытания не каждого изделия, а только нескольких экземпляров из выпущенной партии, то вряд ли можно прогнозировать слишком активный рост стоимости данной продукции. Сертификация может существенно повлиять на цену только в случае выпуска штучного товара, не входящего в серийное производство, но прошедшего широкий спектр испытаний.

Но не стоит забывать, что незначительный рост цен оправдывает повышение качества продукции. Опыт принятых предыдущих 49 техрегламентов ЕАЭС по другим вопросам убедительно подтверждает уверенную тенденцию на повышение качественных характеристик продукции.

- Являлось ли импортозамещение одной из задач создания технического регламента?

- Система импортозамещения – это, безусловно, одно их основных направлений стабильного развития производства и эффективного функционирования экономики страны. Тем не менее эта задача не была для разработчиков техрегламента на первом месте. В условиях санкций «коллективного Запада» и нежелания разговаривать с нами на равных, российские производители вынуждены опираться на собственные силы.

В целом, на нашем отечественном рынке мы имеем большие перспективы и мощности, в связи с чем можем рассчитывать на отказ от импортной продукции, заменив ее на отечественную, заметно подняв качество этой продукции благодаря новому регламенту.

- ГОСТы – это жесткие стандарты или являются все-таки гибкой изменяемой системой? Стоит ли ожидать их постоянного обновления?

- До 2002 года, до момента выхода закона «О техническом регулировании», в стране существовала жесткая система нормативно-технического регулирования. На данный же момент любой ГОСТ – это живой нестатичный документ, который постоянно совершенствуется.

В настоящий момент Коллегией Евразийской экономической комиссии утвержден перечень ГОСТов, который содержит дополнительные требования к продукции ГОЧС, так называемый «перечень один». Во «втором перечне» содержится перечень методик и методов исследования и испытаний. Оба этих перечня составлены из уже существующих стандартов. Кроме того, разработана программа подготовки недостающих стандартов. В итоге – до окончания переходного периода ВНИИ ГОЧС должен разработать еще более 40 стандартов.

В последствии в указанные стандарты, с учетом практики их применения, будут периодически вноситься актуальные изменения, направленные на повышение эффективности требований к продукции ГОЧС. При этом действующая процедура стандартизации предусматривает широкое участие в подготовке ГОСТов всех заинтересованных сторон: производителей, потребителей и надзорных органов.

Возврат к списку